Россия и ЮНЕСКО
Постоянное представительство России при ЮНЕСКО
Вестник ЮНЕСКО №20'2014
Вестник ЮНЕСКО №20'201460 лет с ЮНЕСКО
 

В. Программа УНИТВИН/Кафедры ЮНЕСКО

Кафедры ЮНЕСКО — основная часть «Всемирного плана межвузовского сотрудничества и академической мобильности», принятого на 26#й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в 1991 г. На сегодняшний день программа УНИТВИН/Кафедры ЮНЕСКО насчитывает около 800 кафедр ЮНЕСКО и сетей УНИТВИН в 126 странах. Сеть УНИТВИН — один из важнейших видов межсекторальной деятельности в области образования.

Итоги работы за прошедшее десятилетие дают основание утверждать, что программа УНИТВИН/Кафедры ЮНЕСКО — одна из наиболее плодотворных инициатив ЮНЕСКО, которая и сегодня приветствуется всей вузовской и научной общественностью мира. Кафедры ЮНЕСКО играют все более важную роль в обмене опытом, знаниями и информацией по всему комплексу вопросов, относящихся к высшему образованию и развитию науки, обеспечивают вхождение российских вузов и научных учреждений в действующую всемирную систему многостороннего межвузовского и научного сотрудничества.

В России успешно функционирует Координационный комитет кафедр ЮНЕСКО Российской Федерации, созданный решением Всероссийского конгресса кафедр ЮНЕСКО от 1 марта 2007 г. Руководитель Комитета — ректор Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации В.К. Егоров (член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО). В состав Комитета входят руководители ряда российских кафедр ЮНЕСКО, а также представители российских комитетов по программам ЮНЕСКО.

В университетах и высших учебных заведениях России действует 51 кафедра ЮНЕСКО:

  1. «Новые информационные технологии в образовании и науке», Кемеровский государственный университет;
  2. «Педагогические науки», Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург;
  3. «Теория и практика полилингвального образования на Кавказе», Северо-Осетинский педагогический университет, Владикавказ;
  4. «Управление и стратегическое планирование университетами», Уральский государственный университет им. А.М. Горького, Екатеринбург;
  5. «Инженерное дистанционное образование», Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения;
  6. «Подготовка и переподготовка специалистов в условиях рыночной экономики», Академия управления ТИСБИ, Казань;
  7. «Подготовка и переподготовка специалистов в области муниципального управления», Московский городской университет управления;
  8. «Вопросы политики в области высшего образования», Российской университет дружбы народов, Москва;
  9. «Образование в многонациональном и многоконфессиональном обществе», Башкирский государственный университет, Уфа;
  10. «Техническое и профессиональное образование и подготовка кадров», Международный центр обучающих систем, Москва;
  11. «Психология и педагогика высшего образования», Академия права и управления, Москва;
  12. «Международное (поликультурное) образование и адаптация детей-мигрантов в школе», Московский университет открытого образования;
  13. Сеть УНИТВИН по достижению целей Программы «Образование для всех», Российская академия образования, Москва;
  14. «Права человека и демократия», Московский государственный институт (университет) международных отношений МИД России;
  15. «Межкультурный диалог и социальное взаимодействие», Московский государственный лингвистический университет;
  16. «Здоровый образ жизни — залог успешного развития», Московский государственный медико-стоматологический университет;
  17. «Государственная служба и управление социально-экономическими процессами», Российская государственная академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва;
  18. «Социальные и гуманитарные науки», Институт социально-политических исследований РАН, Москва;
  19. «Образование и воспитание в духе культуры мира и прав человека», Кабардино-Балкарский государственный университет, Нальчик;
  20. «Культура мира и демократия», Российский государственный гуманитарный университет, Москва;
  21. «Обучающееся сообщество и социально-устойчивое развитие», Астраханский государственный университет;
  22. «Права человека, мир, демократия, толерантность и международное взаимопонимание», Уральский государственный университет им. А.М. Горького, Екатеринбург;
  23. Кафедра-сеть ЮНЕСКО/ИНКОРВУЗ «Развитие неправительственных организаций», Российский государственный социальный университет, Москва;
  24. «Философия в диалоге культур», Институт философии РАН, Москва;
  25. «Техника и технология экологически чистых производств», Московский государственный университет инженерной экологии;
  26. «Высокие технологии в образовании и науке», Московский государственный институт электронной техники (Технический университет);
  27. «Природоохранная и инженерная геология для устойчивого развития», Московский государственный университет инженерной экологии;
  28. «Устойчивое развитие, науки об окружающей среде и социальные проблемы», Новосибирский государственный университет;
  29. «Морская геология и геофизика», Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова;
  30. «Экологически безопасное развитие крупного региона — бассейна Волги», Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет;
  31. «Передача технологий для устойчивого развития», Международный центр обучающих систем, Москва;
  32. «Новые материалы и технологии», Сибирский федеральный университет, Красноярск;
  33. «Экологическая этика», Восточно-Сибирский государственный технологический университет, Улан-Удэ;
  34. «Водные ресурсы», Иркутский государственный университет;
  35. «Возобновляемая энергетика и электрификация сельского хозяйства», Всероссийский научно-исследовательский институт электрификации сельского хозяйства, Москва;
  36. «Дистанционные методы и моделирование в океанографии», Российский государственный гидрометеорологический университет, Санкт-Петербург;
  37. «Морская экология», Дальневосточный государственный университет, Владивосток;
  38. «Экологическое образование в Сибири», Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, Барнаул;
  39. «Региональные исследования окружающей среды и народонаселения», Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, Владикавказ;
  40. «Динамика окружающей среды и глобальные изменения климата», Югорский государственный университет, Ханты-Мансийск;
  41. «Сохранение биоразнообразия лесных экосистем в контексте устойчивого развития», Воронежская государственная лесотехническая академия;
  42. «Журналистика и массовая коммуникация», Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова;
  43. «Культурный туризм в целях мира и развития», Российская международная академия туризма, Московская обл., Сходня;
  44. «Сохранение градостроительных и архитектурных памятников», Московская академия реставрации;
  45. «Компаративные исследования духовных традиций, специфики их культур и межрелигиозного диалога», Санкт-Петербургское отделение Российского института культурологии Министерства культуры Российской Федерации;
  46. «Театр как средство поддержки образования и взаимопонимания культур», Российская академия театрального искусства — ГИТИС, Москва;
  47. «Авторское право и другие области интеллектуальной собственности», Институт международного права и экономики, Москва;
  48. «Изобразительные искусства и архитектура», Российская академия художеств, Москва;
  49. «Лингвистическое образование как средство сохранения культурного наследия», Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина Москва;
  50. «Евразийские исследования: культурное многообразие и культурная политика», Казанский государственный университет;
  51. «Общество знаний и новые информационные технологии», Российский новый университет, Москва.

Кафедрами ЮНЕСКО открыто более 200 филиалов и отделений в различных городах России.

Значение для России:
• Международные сети межуниверситетского сотрудничества и кафедры ЮНЕСКО представляют собой важный и динамично развивающийся механизм вовлечения российских образовательных учреждений в мировую инфраструктуру и рынок образовательных услуг.
• Сеть кафедр ЮНЕСКО аккумулирует передовой опыт и способствует его распространению в России в интересах устойчивого развития.