Россия и ЮНЕСКО
Постоянное представительство России при ЮНЕСКО
Вестник ЮНЕСКО №20'2014
Вестник ЮНЕСКО №20'201460 лет с ЮНЕСКО
 

В Москве прошел VII международный семинар из цикла «Диалог цивилизаций и межкультурное сотрудничество»

Версия для печати

09.02.2015

media/2015/02/1423480531.jpg

В российской столице прошел VII московский международный семинар по теме: «Диалог культур в едином образовательном пространстве: традиционные ценности и инновационные решения». Семинар проводился Московским институтом открытого образования (МИОО) в рамках выполнения государственного задания во взаимодействии с Департаментом образования города Москвы.

Это мероприятие было организовано по инициативе кафедры ЮНЕСКО МИОО в сотрудничестве с участниками ее международной сети и партнерскими организациями из 12 стран и 21 субъекта России. Содействие в его проведении оказали Секретариат Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, Международное бюро просвещения ЮНЕСКО, Российская сеть Ассоциированных школ ЮНЕСКО, Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, Международная Федерация мира и согласия, АНО Центр межнационального образования «ЭТНОСФЕРА».

В центре обсуждений на семинаре была тема особой роли образования в диалоге культур и гармонизации отношений в современном поликультурном сообществе. 3 декабря работа семинара проходила в формате пленарного заседания и межрегионального круглого стола по вопросам сотрудничества в области повышения квалификации педагогов по теме: «Методики и технологии работы в поликультурной образовательной среде».

В ходе выездного заседания участники семинара смогли познакомиться с деятельностью средней общеобразовательной школы №480 им. В. Талалихина города Москвы. В школе – участнике проекта «АШ ЮНЕСКО» – состоялись заседания четырех научно-практических секций. Специалисты кафедры ЮНЕСКО МИОО и партнерских организаций провели ряд мастер-классов, где продемонстрировали методики работы в иноязычной и многокультурной среде, использование ИКТ-технологий в преподавании религиоведческих дисциплин, представили новые учебно-методические вопросы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников и социокультурной адаптации мигрантов.

Секция «Диалог культур и интеграция иноэтничных групп населения как фактор устойчивого развития» стала площадкой для обсуждения опыта образовательных организаций Азербайджана, Белоруссии, Греции, Казахстана, Латвии, Сербии, Москвы и регионов России в сфере содействия гармонизации межнациональных отношений и формирования гражданской идентичности средствами образования. К дискуссии присоединились представители межправительственных организаций (Совет Европы, Международная организация по миграции и др.), рассказавшие о международном опыте в вопросах реализации образовательных программ интеграции и установления межкультурного диалога.

В секции «Сохранение культурного наследия и самобытности в условиях информатизации и глобализации» были представлены доклады по вопросам применения ИКТ и других инновационных технологий в педагогике. Прозвучали интересные выступления коллег из регионов РФ, представивших опыт реализации компонентов этнокультурного образования для сохранения родного языка и культуры в условиях реализации ФГОС. Поднимались также актуальные вопросы взаимодействия учащихся и педагогов в социальных сетях и других новых форматах, обсуждались положительные и отрицательные стороны происходящих на этом направлении процессов.

Секция «Воспитание в духе культуры мира, ненасилия и гражданской ответственности», в основном, была посвящена обмену опытом между средними и дошкольными образовательными учреждениями Москвы, других регионов Российской Федерации и зарубежных стран. Активно проявили себя Ассоциированные школы регионов «Москва» и «Волга», интересный опыт был представлен педагогами из Ханты-Мансийска, Молдавии, Белоруссии, Азербайджана. Речь шла как о многообразии форм воспитания межкультурной компетентности средствами образования, так и о проблемах повышения квалификации самих педагогов и руководителей образовательных учреждений по вышеуказанным вопросам.

Доклады секции «Гармонизация межнациональных отношений средствами образования» затрагивали вопросы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, способных эффективно работать в условиях современного поликультурного общества. Ценным опытом повышения социальной и межкультурной компетентности будущих педагогов поделились коллеги из Белоруссии, Казахстана, Сербии, Татарстана и Башкортостана.

Параллельно со взрослым мероприятием проходил, в соответствии с уже сложившейся традицией, молодежный форум на тему: «Диалог культур и культура диалога». Участие в форуме приняли делегации школ – участников проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» не только из Москвы, но и семи субъектов Российской Федерации, Молдавии и Белоруссии.

В ходе международного семинара ректор МИОО О. Крутова подписала соглашения о сотрудничестве с Севастопольским городским гуманитарным университетом, а также с Греческим институтом миграционной политики и Международным институтом эллинизма и миграционной политики. Соглашения дополнены планами первоочередных мероприятий, на основе которых сотрудничество и взаимодействие будут развиваться в 2015 и последующие годы.

Участники международного семинара выразили благодарность Правительству Москвы и Московскому институту открытого образования за теплый и радушный прием и возможность продуктивного обмена профессиональным опытом.