Россия и ЮНЕСКО
Постоянное представительство России при ЮНЕСКО
Вестник ЮНЕСКО №20'2014
Вестник ЮНЕСКО №20'201460 лет с ЮНЕСКО
 

Концепция V Международной конференции ассоциированных школ ЮНЕСКО

Концепция V Международной конференции ассоциированных школ ЮНЕСКО «Обь-Иртышский бассейн: молодежь изучает и сохраняет природное и культурное наследие в регионах великих рек мира» VIII Окружного молодежного экологического форума «Сохраним цветущий мир Югры» 2012 год

1. Общие сведения

Международная конференция ассоциированных школ ЮНЕСКО «Обь-Иртышский бассейн: молодежь изучает и сохраняет природное и культурное наследие в регионах великих рек мира», Окружной молодежный экологический форум «Сохраним цветущий мир Югры» проводятся в рамках X Международной экологической акции «Спасти и сохранить», учрежденной Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Организаторами конференции и форума являются Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, Правительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Учредители: Департамент экологии автономного округа, Департамент общественных связей автономного округа.

Международная конференция ассоциированных школ ЮНЕСКО проводится с 2008 года в автономном округе (г. Ханты-Мансийск) под эгидой ЮНЕСКО. Форум «Сохраним цветущий мир Югры» проводится с 2004 года. C 2009 года эти мероприятия проходят совместно по единой программе.

Участниками конференции являются учащиеся и студенты ассоциированных школ ЮНЕСКО Российской Федерации, стран ближнего и дальнего зарубежья; форума - учащиеся образовательных учреждений, члены общественных экологических объединений и школьных лесничеств Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Возраст участников – 15-19 лет.

Тема Конференции и форума «Природное и культурное наследие народов мира». Тема форума соответствует тематике Х МЭА «Спасти и сохранить», которая пройдёт в Ханты-Мансийском автономном округе с 19 мая по 9 июня 2012 года.

2. Цель, задачи

Цель Конференции и Форума - предоставление возможности молодежи для общения и совместного решения проблем сохранения природного и культурного наследия народов мира в рамках межрегионального и международного сотрудничества.

Задачи форума:

  • вовлечение молодежи в деятельность по сохранению природного и культурного наследия регионов;
  • наращивание потенциала молодого поколения средствами экологического образования и просвещения в интересах устойчивого развития;
  • обеспечение поддержки и признания молодежи, осуществляющей общественно-полезную экологическую деятельность;
  • изучение опыта межрегиональных и международных молодежных экологических объединений в природоохранной и культурной деятельности.

3. Концептуальные подходы

При разработке программы учитывались следующие подходы:

Научно-методические

Экологическое образование и просвещение должны базироваться на идеях устойчивого развития. Следует рассматривать не только природные процессы и влияние на них человека, но и уклад экономики, стили жизни, общественное устройство – вопросы, в которых социальные, культурные и экологические проблемы сплетены в единый клубок – и поэтому могут быть «распутаны» только вместе.

При разработке научно-методического компонента мероприятий необходимо применить модели и технологии образования для устойчивого развития, что позволит существенно увеличить эффективность просветительской составляющей Конференции и Форума. К наиболее применительным технологиям стоит отнести:

  • интерактивные педагогические технологии и методы, т.е. такие, которые максимально способствовать продуктивному взаимодействию и общению;
  • деловые и творческие игры с формированием малых групп для сотрудничества;
  • круглые столы для обсуждения вопросов по организации деятельности по экологическому образованию и просвещению в регионах (проблемы, перспективы, инновации, новые эффективные методики).

Психолого-педагогические

При разработке программы необходимо учитывать возрастные особенности психологического, физического развития подростков – участников Конференции и Форума. Основными участниками форума являются молодые люди 15-19 лет. Следует обратить внимание, что для подростков этого возраста характерен особый образ действий – это промежуточный этап между детской игрой и серьезной ответственной деятельностью – этап «серьезной игры». Следует равномерно распределить периоды двигательной, интеллектуальной и творческой активности подростков, включить мероприятия, составленные по типу деловых и интерактивных игр, в которых будут поставлены и решены самими подростками актуальные региональные и глобальные проблемы.

Культурно-просветительские

В организации культурно-просветительских мероприятий следует учитывать тематику мероприятия и этнокультурные и природные особенности региона, в котором они проводятся. Наибольшую эффективность смогут показать мероприятия на стыке шоу и интеллектуальных проектов, имеющих как яркое воплощение, так и достаточно насыщенное содержание; экскурсионные программы с целью знакомства с достопримечательностями; проведение мероприятий в местах, связанных с национальными особенностями, бытом, историей, культурой Югры (парки, музеи, Центр искусств для одаренных детей Севера и др.). Наибольшую результативность в направлении самореализации подростков дадут мероприятия с участием сверстников из других регионов страны и мира. Межрегиональные и международные мероприятия повышают познавательную и творческую активность, социальный обмен, возможности самопрезентации и самоопределения.

4. Концептуальная история

До недавнего времени понятия культуры и природы противопоставлялись друг другу: культура символизировала мир человека, а природа рассматривалась как нечто противоположное культуре, как объект покорения, как предмет технических усилий человека. Однако природа и культура взаимно дополняют друг друга; культура оказывает мощное воздействие на эволюцию биосферы, в свою очередь развитие культуры обусловлено природными факторами. Подобно тому, как биосфера переходит в ноосферу (В.И. Вернадский), природа «становится» культурой. Это также означает: отношение человека к природе должно стать основным критерием развития культуры.

Государства, добровольно обязуются охранять и сохранять всемирное наследие для всего человечества в рамках своих границ, а также поддерживать другие государства в их усилиях по охране наследия. Но не только государства, а и отдельные граждане являются целевой группой Конвенции. Посредством общественной работы и образовательных программ с всемирным наследием и его сохранением должны знакомиться, прежде всего, молодые люди, так как наследие, о котором никто не знает, никто не будет охранять.

Культурное и природное наследие России активно вовлекаются в мировое культурное пространство. Наша страна является полноправным членом таких авторитетных международных организаций, как Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международный Совет музеев (ИКОМ), Международный Совет по вопросам памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС). Многие уникальные памятники России находятся под покровительством этих организаций. Современные отечественные исследования разрабатывают новые методические подходы к охране культурного и природного наследия, которые соответствуют международному уровню. В перспективе российской практики охраны наследия – сохранение уникальных территорий с комплексной регенерацией памятников истории и культуры, традиционных форм хозяйствования и природопользования.