Россия и ЮНЕСКО
Постоянное представительство России при ЮНЕСКО
Вестник ЮНЕСКО №20'2014
Вестник ЮНЕСКО №20'201460 лет с ЮНЕСКО
 

Низами Мамедов. Доктор философских наук, профессор, эксперт ЮНЕСКО

Десятилетие образования в интересах устойчивого развития как предпосылка к созданию новой культуры

1. Концепция устойчивого развития была принята Организацией Объединенных Наций (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) в силу того факта, что к концу XX в. мир достиг порогового состояния в отношении окружающей среды, что потребовало внесения принципиальных изменений в экологические и технологические основы его существования.   В ходе анализа проблем и перспектив сдвига современного общества в направлении устойчивого развития стало очевидно, что такой подход применим в случае гармоничных социальных отношений, морального развития человечества и изменения человеческих качеств на основе гуманистических ценностей и идеалов.  В результате была синтезирована концепция устойчивого развития, которая в более широком смысле была преобразована в теорию исторического процесса, отражающую социальную и естественную (социально-естественную) реальность в ее целостности и развитии /1/.

2. Создание новой культуры является обязательным условием для того, чтобы такой сдвиг современного общества к устойчивому развитию стал возможным.    Новая культура такого рода может определяться как «культура устойчивого развития».   Программирующая функция культуры в жизненно важных человеческих функциях на сегодня отмечена многими исследователями.  Во всех достижениях человечества, во всех формах и видах, которые принимает деятельность человека, преобладающую роль играет культура.   Национальные культуры изменяются в исторически-временном измерении под воздействием внутренних и внешних причин.   Эти процессы связаны с саморегулированием общества, распространением по территории и взаимодействием различных культур и конвергенции их ценностей.  Культуры, не нацеленные на развитие, и восприятие новых ценностей исчезают по истечении определенного промежутка времени /3/.  

3. Культура устойчивого развития может быть создана только на основе целенаправленных действий.   Основная ось координат культуры устойчивого развития заключается в осознании того, что люди живут на Земле не с целью удовлетворения собственных потребностей, а для осуществления определенной биосферной функции.   В то время как культура, в виде «творения рук человеческих», противопоставлялась природе, культура устойчивого развития должна стать основой для гармонизации социальной реальности и взаимоотношений человека с природной окружающей средой.    

4. Система образования выступает в качестве системной основы для культуры, что создает возможность для ее целенаправленного преобразования, определяя духовные, научные и теоретические предпосылки для воспроизводства и развития общества.   Выбор соответствующей концепции образования зависит от преобладающей ценности и мировоззренческих установок общества и его потребностей.   Однозначная и равноценная структура данных факторов представляет собой затруднение.  Проблема выбора и расстановки приоритетов неизбежно возникает как при идентификации единой стратегии образования, так и при решении многочисленных частных проблем обучения по определенным направлениям.   Для того, чтобы придать данному проекту необходимую экологическую и гуманистическую ориентацию, ООН объявила «Десятилетие образования в интересах устойчивого развития» /4/.  

5. В целом, ДОУР подтверждает тот факт, что в будущем образование должно опираться на такие традиции классического образования, как фундаментальность, глубина, междисциплинарность, преемственность и гуманизм; оно должно исходить из целостного подхода к человеку, обществу и природе, а также из мировоззренческих установок, основанных на гуманистическом подходе.   В этой связи нельзя игнорировать взаимосвязь между экологическими, социальными, экономическими и культурными аспектами реальности.   Методика образования в интересах устойчивого развития должна предусматривать как минимум:  создание гражданского общества, социальное партнерство, выравнивание непропорциональности в различных сферах общественной жизни и ликвидация расслоения в социально-экономической сфере; оптимизация качественных и количественных компонентов демографических и миграционных проблем; создание лояльного духовного климата в обществе и т.д.

6. Стратегия ЮНЕСКО в области образования в интересах устойчивого развития призывает к следующему: 

- осуществление процесса с юридической точки зрения;

- подтверждение соответствующих целей и существенно важных директив в области образования;

- введение и применение педагогических методов и технологий в соответствии с целями и запланированными результатами;

- необходимость введения системы показателей, отражающих уровень соответствия различных уровней и направлений образования интересам устойчивого развития;

- всеобъемлющий контроль и эффективное управление качеством образования. 

7. Наряду с этим, данному процессу присущ противоречивый характер, несмотря на то, что люди осведомлены о насущной необходимости реформировать образование в интересах устойчивого развития.   Направление данного процесса определяется в социально-политических, экономических, педагогических и методических обстоятельствах.  Например, такие тенденции, как неравенство плотности населения в масштабе планеты, сохранение и увеличение различий между ее качественными и количественными показателями, нарастание конфронтации между развитыми и развивающимися странами; повышение уровня национализма и фундаментализма и т.д. не могут способствовать реформированию образования в интересах устойчивого развития.    

В число научно-методических проблем входит тематика, связанная с тем, что образование в интересах устойчивого развития направлено на будущее, в то время как педагогические методы нацелены на адаптацию знаний, отражающих реальную взаимосвязь и взаимоотношения в природной и социальной среде.  Будущее носит неопределенный характер,  а его расплывчатые очертания и расплывчатая сущность вряд ли могут стать основной для образования.   Данные противоречия определяют необходимость изобретения принципиально новых педагогических технологий, нацеленных на прогнозирование будущего.    

8. Исходя из того, что переход к устойчивому развитию является длительным историческим процессом, который может длиться на протяжении десятилетия (ООН определила концепцию устойчивого развития как «Повестку дня на XXI век»), очевидно, что текущее «Десятилетие образования в интересах устойчивого развития» следует рассматривать лишь как предпосылку к созданию культуры устойчивого развития.    Цели, поставленные ДОУР, в большинстве случаев являются фундаментальными и требуют пересмотра подходов и пониманий в каждом случае.  

Bibliography

1. Мамедов Н.М. Исторический  процесс и концепция устойчивого развития// Вестник Комиссии РФ  по делам ЮНЕСКО,2010,вып.11.

2. Мамедов Н.М. Культура устойчивого развития// Охрана природы и природные ресурсы. 2007, №1.

3.Мамедов Н.М. Культура как фактор развития//Вестник МГАДА,2011, №3.

4. Мамедов Н.М. Статус образования в переходе общества к устойчивому развитию.// Экологическое образование в рамках Десятилетия образования в интересах устойчивого развития ООН.Материалы Ш Всероссийской научно-практической  конференции.Ханты-Мансийск,2008.