Россия и ЮНЕСКО
Постоянное представительство России при ЮНЕСКО
Вестник ЮНЕСКО №20'2014
Вестник ЮНЕСКО №20'201460 лет с ЮНЕСКО
 

Н.Ж.Дагбаева

Стратегия ОУР в Байкальском регионе: опыт и перспективы

 

После Всемирного Саммита по устойчивому развитию в Йоханнесбурге в 2002 г. ЮНЕСКО была инициирована Декада образования для устойчивого развития. Эта тема стала проблемой моих научных исследований на долгие годы, и основанием  для реализации ее идей в практике образовательных учреждений Республики Бурятия.

Стратегия ОУР для нашего региона разрабатывалась исходя из анализа национальных и международных образовательных усилий,  экспертизы и знания опыта деятельности образовательных учреждений , на основе инициируемого диалога ученых и практиков, политиков и управленцев.

 

Что сделано за это десятилетие?

 

Разработаны научные идеи ОУР для Байкальского региона, которые нашли отражение в докторской диссертации и дальнейших публикациях автора и моих учеников. Защищено пять кандидатских диссертаций, анализирующие разные аспекты ОУР: дидактические основы национально-регионального компонента экологического образования, использование телекоммуникационных проектов в системе экологического образования, проблемы межкультурного и экологического образования в различных поликультурных средах, экологическое образование на разных ступенях, в том числе в дошкольном образовании. Разработанная автором статьи концепция экологического образования в социоприродном окружении в начале 2000-х годов нашла отклик среди многих школ и была изложена в ряде публикаций (1, 2, 3).

Образование для устойчивого развития (ОУР), активно развиваемое во многих школах, привнесло в их деятельность множество положительных элементов. Среди таковых можно отметить практико-ориентированный характер экологической деятельности, «увязывание» природоохранной работы с реальными экологическими проблемами поселения или микрорайона, вовлечение детей и взрослых в совместную деятельность, развитие практических умений школьников.

В практике работы общеобразовательных учреждений реализованы идеи Местной Повестки-21 в различных поселениях: поселке Онохой, в селах Кижинга, Хурамша, Баргузин и др. На базе  средних школ местного сообщества  отработаны идеи социального партнерства, реализации межпредметных связей, разработки и реализации социально-экологических проектов. В основе обучения пилотных школ - сочетание теоретической подготовки с практической деятельностью по разработке и реализации программ устойчивого развития  местного сообщества. Особенностью школьных моделей является опора на этнические традиции народов, проживающих на берегах Байкала, особая сакральность и экологичность буддийской философии.

Апробированы интерактивные методы и тренинги, использованы информационно-коммуникационные технологии при реализации, в том числе международных проектов как «Вода ради жизни» (2004-2006), «Практико-ориентированное экологическое образование и интернет». Реализованы  практические акции по решению социально значимых проблем местного поселения, как например, в селе Баргузин школьники с учителем Матхоновой С.П. решили многолетнюю проблему с рекой Банной, которая каждую весну выходила из берегов и подтопляла улицы поселка, укрепив русло этой реки.

 

Научной школой автора опубликованы научные и учебные издания, посвященные этой проблематике. Одним из последних изданий является методический комплект «Байкальский сундучок», который утвержден на Коллегии Министерства образования и науки РБ для системы общего и дополнительного образования и предусмотрен как интегративный курс для учащихся младших и средних классов. Проект поддержан Программой развития ООН и компанией Кока-Кола. Настоящий комплект будет презентован на конференции.

 

Отработано реальное взаимодействие общественных экологических организаций и образовательных учреждений, как пример, Байкальский информационный центр «Грань»  и Бурятский госуниверситет, в разработке и реализации международных проектов, и заключение четырехстороннего договора с немецкими коллегами – общественным «Союзом экологии и экологического образования» и университетом г.Оснабрюк. Совместно с немецкими учеными отработано инновационное направление «межкультурное экологическое образование» (в соавторстве с Г.Беккером)  и в течение восьми лет осуществляется проект «Биологическое и культурное разнообразие регионов: Бурятия - Нижняя Саксония», который трижды получил знак «Официальный проект Декады ООН по образованию для устойчивого развития (BNE) 2005-2014».

 

В собственной педагогической практике разработан и внедрен в учебный план курс по выбору для бакалавров педагогического образования «Образование для устойчивого развития». Какими компетенциями должен обладать учитель, осуществляющий идеи ОУР в школе? Среди общих компетенций согласно ФГОСу мы выделяем способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной сфере деятельности,  разрабатывать социально-культурные  программы для различных категорий населения, в том числе  с использованием ИКТ. В качестве специальных компетенций выделяем готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к природному и культурному наследию, готовность включаться во взаимодействие с социальными партнерами в реализации социально-культурных проектов.

         Для практической деятельности учителю, на наш взгляд, важны коммуникативные компетенции, умение решать конфликты, и работать в команде, умение планировать и организовать процесс.  Успех предопределен при наличии знаний, системного мышления, эмоциональной отзывчивости, сформированности этических и ценностных установок, и готовности действовать.

 

Извлеченные уроки (lessons learned):

- ОУР в нашем регионе, равно как и по всей России остается делом энтузиастов, и имеет «очаговый» опыт, в зависимости от идейных вдохновителей в лице ученых, и осознания  важности этого образовательного поля руководителями на разных уровнях: республиканском, районном и школьном. Образно говоря, ОУР напоминает дерево – ель: тематика будет и есть вечнозеленая, она сегодня украшена красивыми призывами и правильными словами, верными целями, моделями и технологиями: и отдельные энтузиасты ведут оптимистичный новогодний хоровод, учителя как дети радуются новым идеям, но есть опасность, что ее после праздника (после завершения Декады) выбросят на улицу.

- Большинство ученых и учителей практиков пугаются или испытывают беспокойство от самого понятия «ОУР».  Им кажется, что эта область  обо всем, без четкой специфики, и это мешает втиснуться в текущие учебные планы и программы. Нет никаких ясных или очевидных границ содержания, обширная тематика – вопросы энергии, здоровья социальной справедливости, изменения климата, глобализации, используются разные  подходы: целостный и междисциплинарный, системный  и др..

В качестве реальных действий для дальнейшего развития идей ОУР и ее практической реализации, на мой взгляд, нужно:

- придавать гласности передовой опыт  школ и местных сообществ  (best practices in schools and communities), и создать платформу для общения и обмена опытом на всей территории Российской Федерации;

- необходима планомерная работа по внедрению идей ОУР в общественное сознание, работа с политиками и государственными служащими, принимающими решения, а значит работа со СМИ и бизнес сообществом, так как общественность еще не знает, или не принимает идеи устойчивости как настоятельную потребность сегодняшнего дня;

- понимая непрерывный характер УОР, но, учитывая слабые инвестиции, сосредоточить усилия, прежде всего, на дошкольном и младшем школьном возрастах (разработать учебные программы, пособия и т.д.) и на подготовке будущих учителей, как основных агентов ОУР в системе образования. До сегодняшнего дня профессиональное образование будущих педагогов в аспекте подготовленности для реализации идей ОУР в школе  не нашло научной и практической разработки.

- учитывая все возрастающую коммерциализацию образования и науки, надеяться на то, что и дальше будут разрабатываться идеи ОУР в системе непрерывного образования без инвестиций: финансовых, в подготовке педкадров, в поддержке научных исследований в виде  грантов, со стороны государства и профильных министерств, ожидать реальных результатов не приходится. ОУР останется «очаговым» позитивным опытом в отдельных регионах и сообществах.

- темы ОУР так же многогранны, как и сама жизнь, которую проживает каждый из нас. Если ОУР будет оформлен как образовательный заказ, который каждый человек воспримет как жизненно важный, то «образование в течение всей жизни» и «образование для устойчивого развития» будут двумя сторонами одной медали.

Список литературы:

  1. Дагбаева Н.Ж. Школа экологического развития: Монография  (в соавт.). - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2003. –
  2.  Дагбаева Н.Ж. Модели школ экологической направленности в образовательном пространстве Байкальского региона: - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского научного центра, 2002
  3. Дагбаева Н.Ж. Развитие школьного экологического образования для устойчивости местного сообщества  // Педагогика.-  2004. - №3.
  4. Дагбаева Н.Ж. Образование для устойчивого развития: опыт межкультурного взаимодействия.- Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета и  Nuso-Verlag (Германия ) 2009.
  5. Дагбаева Н.Ж. Экологическое образование школьников в изменяющихся социоприродных  условиях: - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2007
  6. Байкальский сундучок: учебно-методический комплект для учащихся младших и средних классов. Авторский коллектив, ответ ред. Дагбаева Н.Ж. -М., Изд-во БГУ, 2012.