Россия и ЮНЕСКО
Постоянное представительство России при ЮНЕСКО
Вестник ЮНЕСКО №20'2014
Вестник ЮНЕСКО №20'201460 лет с ЮНЕСКО
 

Е.С.Кузнецова

Диалог культур как основа интеграции основного и дополнительного образования

 Нравственное и духовное развитие школьника занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности. Это обусловлено необходимостью воспитания подрастающего поколения в поликультурном обществе.

В целях развития духовной культуры школьников как части общей культуры гармонично развитой личности, кандидатом в ПАШ ЮНЕСКО НОУ «Интерлингва» разработана программа инновационной деятельности по проблеме «Интеграция основного и дополнительного образования школьников на основе диалога культур».

Задачами этой работы являются:

1. Анализ адекватности существующего содержания и форм воспитательной работы в учреждениях образования потребностям и вызовам новой культуросообразной парадигмы образования, выявление путей их модернизации.

2. Создание и внедрение в образовательный процесс новых элементов содержания воспитательной работы «Календарь ЮНЕСКО».

3. Организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений – участников практики.

4. Повышение квалификации педагогических кадров на основе применения современных образовательных технологий.

Актуальность проекта. Каждый человек находится под влиянием многих культур и формирование духовно-нравственных ценностей  происходит в ситуации постоянного поиска, обмена, выбора. Человек с поликультурным поведением лучше понимает представителей иных культурных образований, толерантен в отношении с людьми в разных жизненных ситуациях, легко адаптируется в обществе.

Духовная культура может быть представлена преимущественно только посредством языка, определяющего мысли и сознание. Поэтому один из эффективных путей формирования духовной культуры состоит во включении специальных воспитательных элементов в дисциплины гуманитарного цикла, в частности в процесс изучения иностранного языка.

Сегодня общество рассматривает школу как открытую воспитательную систему, имеющую «вертикальные» и «горизонтальные» связи с окружающим сообществом. Настоящая практика ставит своей целью сложение потенциалов основного и дополнительного образования как одну из эффективных стратегий взаимодействия системы среднего образования для формирования духовной культуры школьников.

Теоретической основой проекта служит диалог культур - деятельность, предметом которой являются факты культуры; продуктом - интерпретация фактов культуры; целью - достижение взаимопонимания; средством - иноязычное образование.  Диалог культур помогает лучше понять родную культуру, культуру другого народа, способствует формированию культуры межнационального общения. С помощью диалогового воспитания представляется возможным создать наиболее благоприятные условия для реализации индивидуального стиля поведения школьника, его личностного роста.

Практическим воплощением интеграции служит «Календарь ЮНЕСКО» - инновационная система внешкольных воспитательных мероприятий, содержательной основой которой являются международные дни, памятные даты, тематические годы ЮНЕСКО.

Реализация проекта осуществляется в соответствии с поставленными задачами по 4 направлениям.

1 направление:

-    анализ нормативной базы (Меморандум ООН по вопросам образования, науки и культуры от 25.07.1993 «О взаимодействии Российской Федерации и ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО)»; Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии от 2.11.2001; Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, 2009; Концепция социального воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Воронежской области на 2012-2015 гг., Программы развития НОУ «Интерлингва» и образовательных учреждений);

-    анализ адекватности существующего содержания и форм воспитательной работы в учреждениях образования потребностям и вызовам новой культуросообразной парадигмы образования, выявление путей их модернизации (анкетирование учителей, учащихся, родителей, психолого-педагогическая диагностика).

2 направление:

-    разработка и внедрение в воспитательный процесс системы внешкольных мероприятий «Календарь ЮНЕСКО» по четырем направлениям деятельности:

1) расширение знаний о мире и роль Объединенных Наций - охрана окружающей среды развитие человека;

2) образование для устойчивого развития;

3) мир и права человека;

4) межкультурное образование.

-    разработка образовательного ресурса «My City is My Pride», посвященного культурным достопримечательностям и известным персоналиям г. Воронежа (на английском языке). Учебное пособие «Мой город - моя гордость» лингвокраеведческой направленности предназначено для обучения школьников 6-11 классов умениям рассказать иностранцу о своем городе, умению провести экскурсию, умению перевести на английский язык туристическую информацию.

3 направление: организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений в форме Областной инновационной площадки «Интеграция основного и дополнительного образования школьников на основе диалога культур»  (Приказ ректора ГБОУДПО(ПК) ВОИПКиПРО № 01-03/478 от 10.10.2012).

4 направление:

-    повышение квалификации педагогических кадров в ходе постоянно действующего семинара «Современные воспитательные технологии и опыт международных молодежных проектов» под руководством д.п.н., проф. А.М. Фактора и д.п.н., проф. А.В. Енина (2011-2012 гг);

-    Варвара Прокофьева, Елена Никитина, педагоги НОУ «Интерлингва» - участие в семинаре по проблемам прав человека в Oxford University, 2010.

-    Взаимодействие учреждений основного и дополнительного образования школьников по реализации международных образовательных проектов способствует созданию единого инновационного образовательного пространства, интегрируемого в европейское образовательное пространство, и облегчает сотрудничество учащихся, учителей и родителей по обеспечению качества образования, как важного фактора и резерва развития в его базовых аспектах – содержательном, управленческом, коммуникативном, психологическом, социокультурном.

Промежуточный мониторинг инновационной деятельности выявил большую заинтересованность учителей и школьников в этой работе, а также положительную динамику участников мероприятий по программе "Календарь ЮНЕСКО":

а) вовлеченность образовательных учреждений:

2011 - 12 школ

2012 - 21 школа (увеличение в 1,7 раза)

в) вовлеченность школьников:

2011 - 125 человек

2012 - более 300 человек (увеличесние в 2,4 раза)

с) Вовлеченность учителей

2011 - 16 человек

2012 - 35 человек (увеличесние в 2,2 раза)

     На период 2013/2014 год нами поставлены следующие задачи:

1)       провести анкетирование в учреждениях-участниках инновационной площадки для выявления интересов школьников, исходного уровня сформированности у них нравственных ценностей,  желания участвовать в проектной деятельности. Для учителей анкета предлагает ответить на вопросы о предпочитаемых формах взаимного сотрудничества и вклада, который учитель может сделать для решения общих задач;

2)       скорректировать на основе результатов анкетирования плана проведения мероприятий на 2013/2014 учебный год;

3)       разработать программу теоретических семинаров для повышения квалификации учителей и план проведения открытых воспитательных мероприятий по программе "Календарь ЮНЕСКО";

4)       продолжить активное взаимодействие с учреждениями-участниками ПАШ ЮНЕСКО в России, провести 1 мероприятие по годовому плану;

5)       расширить работу по установлению партнерских отношений с учебными и культурными заведениями для детей и юношества за рубежом (Болгария, США, Великобритания, Дания, Китай, Германия).