UNESCO Press
Россия и ЮНЕСКО
Постоянное представительство России при ЮНЕСКО
Программа и бюджет ЮНЕСКО на 2014-17 гг.
Среднесрочная стратегия ЮНЕСКО на 2014-2021 гг.
Вестник ЮНЕСКО
Вестник ЮНЕСКО60 лет с ЮНЕСКО
 

О Программе ЮНЕСКО «Человек и биосфера» (МАБ) и перспективах ее развития

Академик В. Н. Большаков

О Программе ЮНЕСКО «Человек и биосфера» (МАБ) и перспективах ее развития

Вот уже 35 лет, как Программа ЮНЕСКО «Человек и биосфера» (МАБ) в нашей стране активно развивается, в основном, силами академических институтов. В 80-х годах ХХ века, благодаря поддержке МИД СССР, АН СССР и Госкомитета по науке и технике, наша страна (бывший Советский Союз) занимала первое место в мире по число полевых проектов (более 1000) и числу их выполняющих экологов (более 4000). В 1983 г. при поддержке ЮНЕСКО/ЮНЕП и участии ФАО и МСОП в Минске был проведен Первый международный конгресс по биосферным заповедникам, на котором были четко определены задачи по развитию Всемирной сети биосферных резерватов, основная цель которых заключалась в сохранении репрезентативных природных экосистем и в осуществлении программ экологического мониторинга, чтобы своевременно засечь нежелательные последствия тех или иных глобальных изменений. Для этой цели в восьми биосферных заповедниках России были созданы станции фонового мониторинга, полностью обеспеченные штатами и оборудованием за счет Гидрометеослужбы. В настоящее время эта важная задача стала еще более актуальной из-за происходящих изменений климата, но, к сожалению, после распада СССР все такие работы на базе биосферных заповедников были практически свернуты. Очевидно при содействии Министерства природных ресурсов и экологии РФ, в состав которого теперь входит Росгидромет, целесообразно восстановить такие наблюдения, обеспечив их современным оборудованием, как это уже сделано при поддержке ЮНЕСКО в нескольких российских горных биосферных резерватах.

Всемирная сеть биосферных резерватов сейчас насчитывает 553 биосферных резервата в 107 странах мира, и Россия с ее 39 биосферными заповедниками пока занимает второе место (после США, которые в период с 1976 по 1991 гг. создали 47 таких резерватов). На современном этапе основная проблема, которую Российская академия наук не может решить без поддержки Минприроды России, это отсутствие законодательной базы для обеспечения функционирования всех трех обязательных для биосферных резерватов зон (ядро, буферная/охранная зона и зона сотрудничества), как этого требуют Севильская стратегия (1995 г.) и Мадридский план действий (2008 г.). Наши многие биосферные заповедники до сих пор так и не смогли создать такой оптимальной структуры, и обеспечить ее управление с участием местного населения и местных администраций. Если это не будет оформлено в ближайшее время, то возникает серьезная опасность исключения многих наших биосферных заповедников из Всемирной сети биосферных резерватов.

По нашему мнению, законодательная поддержка для обеспечения охраны и нормального функционирования нужна не только биосферным заповедникам, но и другим природным участкам международной значимости на территории России (Всемирное наследие, Рамсарские угодья и др.). Наши предложения отразить права и обязанности администраций биосферных заповедников в поправках к закону об ООПТ (1995 г.), который сейчас обсуждается в Госдуме, не получили поддержки Минюста и Минприроды. Очевидно, нужен отдельный законодательный акт для таких участков международной значимости.

Учитывая, что после Международной конференции в Севилье в 1995 г. биосферные резерваты стали уделять большое внимание обоснованию подходов для устойчивого развития (в любом случае, это не отрицает необходимость сохранения биологического разнообразия природных экосистем, как это было сформулировано в Минске в 1983 г.), очевидно, следует привлечь к решению задач биосферных заповедников не только Министерство природных ресурсов и экологии России и академические институты соответствующего профиля, но и Министерство регионального развития, а также администрации субъектов РФ, на территории которых имеются биосферные заповедники. Очевидно, вся работа Российского комитета МАБ, который в последние годы получает поддержку только от Российской академии наук, должна быть построена по принципу межведомственного органа, но для этого требуется соответствующее решение Правительства РФ. В этом отношении примером успешного выполнения задач Программы МАБ, биосферных резерватов и международного сотрудничества может служить Испания, в Комитете МАБ которой представлены специалисты высокого уровня из разных министерств и ведомств. Испания после Севильской конференции 1995 года провела еще два важных мероприятия по программе МАБ. В Памплоне (2000 г.) была проведена коррекция планов выполнения Севильской стратегии, а в Мадриде (2008 г.) одновременно был проведен Международный конгресс по биосферным резерватам и состоялась 20-я сессия Международного координационного совета МАБ, утвердившая Мадридский план действий для биосферных резерватов. В 2011 году ЮНЕСКО будет отмечать 40-летие Программы МАБ, и очень бы хотелось провести в нашей стране те или иные мероприятия, посвященные этой дате. В настоящее время Российский комитет МАБ проводит консультации с Секретариатом МАБ/ЮНЕСКО и заинтересованными ведомствами об их месте и времени с приглашением международных экспертов, внесших существенный вклад в развитие Программы МАБ. Надеюсь, что Комиссия РФ по делам ЮНЕСКО поддержит нашу инициативу.